Почемучка
«Почемучка» - так можно охарактеризовать подростка. В этой поре нашей жизни активно развиваются понятия, которые требуют выхода знаний, только сформировавшихся, вопросов, на которые не отвечают энциклопедии и множества новых знаний. Зачастую можно наблюдать классическую ситуацию, когда подросток неглуп, он интересуется очень многим, проглатывает домашнюю библиотеку, смотрит телевизор, но при этом в школе у него не все складывается.
Науки, которые в школе в этот момент изучаются, просто не интересны ему – они слишком конкретны и требуют такого же осознанного подхода к изучению. У подростка же в голове каша из вопросов о смысле жизни, об основе чувств, он вовлечен в процесс выведения законов отношений людей друг к другу. Он учится рассуждать и делать выводы, на основе которых потом появляются первые понятия. Дальнейший процесс, после того, как будет освоен сам механизм выведения понятий, наращивание весьма обширное понятийного аппарата. Установившиеся понятия в этом возрасте могут измениться в будущем, получить новую трактовку во время переоценки ценностей, но их фундамент – в подростковом периоде.
Можно заметить, как много спорят подростки. Они заговорят учителя до смерти: сначала забросают вопросами, потом начнут спорить. И дружба в это время для подростков является важной: это общение и в случае с ровесниками – адекватное. Однако развитие понятийного аппарата сопровождается некоторыми особенностями: оно немного поверхностно, максималистично, а жизненного опыта не хватает для широты обхвата процессом создания понятия. Но ко всему этому нужно относиться и внимательно, и не поверхностно – ведь эта та база, которая впоследствии много чего будет определять, а корректировать ее нужно очень осторожно – это первые самостоятельные шаги, их нельзя нивелировать.