Вопросы мировоззренческого характера
Подростковые вопросы – не только лишь вопросы о мире, о его законах. Это вопросы о самом себе. Подросток выясняет для себя самого, что он представляет из себя, что он умеет и чего не умеет, каков его потенциал. Он смотрит на других, с целью сравнения, как получается у него, а как – у других. Такое познание себя – первая ступень процесса личностного становления и формирования качеств. Затем следуют оценки выведенных в качестве все тех же понятий, которые завладевают мыслительными процессами подростков, их эмоциональная окраска. Нормальное самоуважение, либо непомерное презрение к окружающим, либо – ужасные моменты самобичевания и стыда за себя. К какому-либо из этих выводов придет человек. И, конечно, очень многое повлияет на его последующую жизнь после окончательно сделанного такого вывода. С этими выводами будет тесно переплетаться поведение и манера держать себя с людьми разного возраста. На эти выводы, а прежде – на эти оценки будут влиять самые различные факторы. Хотя психологи и ученые с мировыми именами расходятся во мнениях относительно соотношения генетических предпосылок и процесса социализации, но и тот и другой фактор очень важны. Именно поэтому важна хорошая гармоничная атмосфера развития ребенка в доме, в школе и во дворе среди друзей.
К формированию мировоззренческих взглядов будет добавляться огромными блоками полученная интенсивными темпами информация. В этот период будет обозначаться будущая жизнь: что я могу, что я смогу и, главное, чего я хочу от себя и своего будущего. У подростка в голове связывается в единую цепочку вся его небольшая жизнь: что он делал, как жил, чем интересовался. И окружающий его мир начнет получать свои первые наименования и оценки, причем эти оценки будут сделаны под влиянием его – подростка – недооформившейся, но уже становящейся самостоятельной личности, то есть своими собственными и важными.